Структура и органы управления образовательной организацией

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия.

В основу положена пятиуровневая структура управления: СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с Управляющим Советом школы стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.

На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: Управляющий совет школы, педагогический совет, родительский комитет, Общее собрание коллектива, профсоюзный орган.

Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен также методическим советом. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных МО.

Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области.

Пятый уровень организационной структуры – уровень учащихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство. В школе созданы органы ученического самоуправления, ученические организации.

Формами самоуправления школы являются: Управляющий совет школы, Общее собрание коллектива, Педагогический совет, Родительский комитет.

Управляющий совет состоит из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов, представляющих:

а)        родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования;

б)        работников общеобразовательного учреждения, в т.ч. директора;

в)        обучающихся (как правило, третьей ступени общего образования).

В состав Совета также входит представитель учредителя, назначаемый приказом соответствующего органа управления образованием.

По решению Совета в его состав также могут быть приглашены и включены граждане, чья профессиональная и (или) общественная деятельность, знания, возможности могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию данного общеобразовательного учреждения (кооптированные члены Совета), а также представители иных органов самоуправления, функционирующих в образовательном учреждении.

Общая численность Совета определяется Уставом общеобразовательного учреждения. Количество членов Совета из числа родителей не может быть меньше 1/3 и больше половины общего числа членов Совета.

Примерный состав Совета:                                                     при 11 членах:

                        работники ОУ (в т.ч. директор)                                 3

                        представитель учредителя                                        1

                        учащиеся (10-11 кл.)                                                    2

родители                                                                          4

представители общественности                            

(выпускники, работодатели, общественные

и научные деятели и т.д.)                                            1

 

Количество членов Совета из числа работников учреждения не может превышать 1/4 от общего числа членов Совета. При этом не менее 2/3 из них должны являться педагогическими работниками.

Остальные места в Совете занимают: руководитель общеобразовательного учреждения, представитель учредителя, представители обучающихся (не менее чем по одному представителю от каждой из двух параллелей старшей ступени общего образования), кооптированные члены.

 Основными полномочиями Совета являются:

1.                 В определении путей развития образовательного учреждения (ОУ):

  • -         утверждает программу развития ОУ;

  • -        утверждает внесение изменений и дополнений в Устав ОУ с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации;

  • -        представляет ОУ по вопросам своей компетенции в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.

2.                 В организации образовательного процесса Совет согласовывает:

-          школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;

-          профили обучения в 10-11 классах;

-          выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета;

-          принятие программы общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся.

 

3.                 В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет:

-          устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;

-          принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и персонала ОУ;

-          осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в ОУ;

-          содействует деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

-          координирует деятельность общественных, в том числе детских и молодежных организаций (объединений),  действующих в образовательном учреждении и не запрещенных законом;

-          ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности публичный доклад ОУ.

 

4.                  В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет:

-          согласовывает (или утверждает) по представлению директора ОУ бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;

-          согласовывает (или утверждает) сметы бюджетного финансирования;

-          утверждает сметы расходования средств, полученных ОУ от уставной приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников;

-          распределяет по представлению директора ОУ и профсоюзного комитета стимулирующую часть фонда оплаты труда работникам ОУ;

-          содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ОУ, определяет цели и направления их расходования дает согласие на сдачу в аренду ОУ в установленном порядке закрепленных за ней объектов собственности;

-          заслушивает и утверждает отчет директора ОУ по итогам учебного и финансового года.

 

5.                 В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса Совет:

-          рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала ОУ и принимает по ним решения;

-          в соответствии с действующим законодательством принимает решение об исключении обучающегося из ОУ (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства;

-          дает рекомендации директору ОУ по вопросам заключения коллективного договора;

-          ходатайствует при наличии оснований перед директором ОУ о расторжении трудового договора с работниками ОУ;

-          ходатайствует при наличии оснований перед учредителей ОУ о расторжении трудового договора с директором ОУ;

-          вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора ОУ.

В сфере разработки и принятия локальных актов Совет утверждает: Положения, Правила и другие локальные нормативные акты в соответствии с Уставом ОУ.

Общее собрание коллектива:

Коллектив школы составляют все граждане, участвующие своим трудом в ее деятельности на основе трудового договора.
Полномочия коллектива школы осуществляется общим собранием коллектива.

Общее собрание коллектива:

-          рассматривает и принимает Устав школы, изменения и дополнения, вносимые в него; 

-          заслушивает отчет директора о работе школы;

-          утверждает план развития школы;

-          рассматривает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные акты, принимает решение о заключении коллективного договора;

-          рассматривает и утверждает кандидатуры на представление педагогических работников к государственным и отраслевым наградам. 
Общее собрание трудового коллектива проводится не реже 2-х раз в год.
Решения общего собрания коллектива являются правомочными, если на нем присутствовало не менее 2/3 состава и за них проголосовало не менее половины присутствующих.

Решения, принятые общим собранием коллектива в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации, всех членов коллектива.

 Педагогический совет школы:

Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется Педагогическим советом, в состав которого входят все педагогические работники школы. Педагогический совет действует на основании Положения о Педагогическом совете, утвержденного Советом школы.
Педагогический совет школы:
-          рассматривает основные вопросы учебно-воспитательного процесса в школе;

-          разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;

-          принимает решение о переводе и выпуске обучающихся;

-          обсуждает и утверждает планы работы школы; 

-          заслушивает информацию и отчеты педагогических работников школы и представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой, по вопросам образования и воспитания обучающихся; о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима школы; об охране здоровья и труда обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;
-          принимает решения об исключении обучающихся из школы в установленном законом порядке;

-          осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Педагогическом совете. 

Педагогический совет созывается по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.

Для ведения протокола и организации делопроизводства из числа педагогов избирается секретарь Педагогического совета.
Председателем Педагогического совета является директор школы.
Решения Педагогического совета являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава, принимаются открытым голосованием, большинством голосов и являются обязательными для всех участников образовательного процесса.
Решения Педагогического совета оформляются приказом директора школы. Организацию выполнения решений Педагогического совета осуществляет директор школы.

Родительский комитет школы:

В целях привлечения родительской общественности к активному участию в жизни школы, укрепления связей между школой и семьей, реализации прав родителей на участие в управлении школой создается Родительский комитет школы, который действует на основании Положения о Родительском комитете, утвержденного Советом школы. 

Родительский комитет школы:

-          вносит на рассмотрение органов самоуправления школы предложения по организации и проведению внеклассной работы с обучающимися, по организационно- хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями;

-          устанавливает связи с административными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями по вопросам оказания школе помощи в проведении воспитательной работы, укреплению ее материально-технической базы;

-          принимает меры общественного воздействия по отношению к родителям обучающихся, не выполняющим законодательство об образовании, нарушающим права обучающихся;

-          участвует в работе по профориентации обучающихся путем организации экскурсий на производство, встреч с людьми разных профессий;

-          участвует в работе по контролю за организацией питания обучающихся.

Структура методической работы:

Педагогический коллектив школы активно принимает участие в разработке нетрадиционных уроков, участвует в проведении районных семинаров.

Для реализации основных задач в школе созданы предметные методические объединения, действующие на основании соответствующих положений.

Каждый учитель состоит в методическом объединении.
В школе работают четыре методических объединения:
            Руководители методических объединений входят в состав Методического совета школы.