Структура и органы управления образовательной организацией
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия. В основу положена пятиуровневая структура управления: СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с Управляющим Советом школы стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы. На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: Управляющий совет школы, педагогический совет, родительский комитет, Общее собрание коллектива, профсоюзный орган. Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен также методическим советом. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных МО. Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области. Пятый уровень организационной структуры – уровень учащихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство. В школе созданы органы ученического самоуправления, ученические организации. Формами самоуправления школы являются: Управляющий совет школы, Общее собрание коллектива, Педагогический совет, Родительский комитет. Управляющий совет состоит из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов, представляющих: а) родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования; б) работников общеобразовательного учреждения, в т.ч. директора; в) обучающихся (как правило, третьей ступени общего образования). В состав Совета также входит представитель учредителя, назначаемый приказом соответствующего органа управления образованием. По решению Совета в его состав также могут быть приглашены и включены граждане, чья профессиональная и (или) общественная деятельность, знания, возможности могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию данного общеобразовательного учреждения (кооптированные члены Совета), а также представители иных органов самоуправления, функционирующих в образовательном учреждении. Общая численность Совета определяется Уставом общеобразовательного учреждения. Количество членов Совета из числа родителей не может быть меньше 1/3 и больше половины общего числа членов Совета. Примерный состав Совета: при 11 членах: работники ОУ (в т.ч. директор) 3 представитель учредителя 1 учащиеся (10-11 кл.) 2 родители 4 представители общественности (выпускники, работодатели, общественные и научные деятели и т.д.) 1
Количество членов Совета из числа работников учреждения не может превышать 1/4 от общего числа членов Совета. При этом не менее 2/3 из них должны являться педагогическими работниками. Остальные места в Совете занимают: руководитель общеобразовательного учреждения, представитель учредителя, представители обучающихся (не менее чем по одному представителю от каждой из двух параллелей старшей ступени общего образования), кооптированные члены. Основными полномочиями Совета являются: 1. В определении путей развития образовательного учреждения (ОУ):
2. В организации образовательного процесса Совет согласовывает: - школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования; - профили обучения в 10-11 классах; - выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета; - принятие программы общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся.
3. В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет: - устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; - принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и персонала ОУ; - осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в ОУ; - содействует деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений; - координирует деятельность общественных, в том числе детских и молодежных организаций (объединений), действующих в образовательном учреждении и не запрещенных законом; - ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности публичный доклад ОУ.
4. В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет: - согласовывает (или утверждает) по представлению директора ОУ бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; - согласовывает (или утверждает) сметы бюджетного финансирования; - утверждает сметы расходования средств, полученных ОУ от уставной приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников; - распределяет по представлению директора ОУ и профсоюзного комитета стимулирующую часть фонда оплаты труда работникам ОУ; - содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ОУ, определяет цели и направления их расходования дает согласие на сдачу в аренду ОУ в установленном порядке закрепленных за ней объектов собственности; - заслушивает и утверждает отчет директора ОУ по итогам учебного и финансового года.
5. В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса Совет: - рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала ОУ и принимает по ним решения; - в соответствии с действующим законодательством принимает решение об исключении обучающегося из ОУ (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства; - дает рекомендации директору ОУ по вопросам заключения коллективного договора; - ходатайствует при наличии оснований перед директором ОУ о расторжении трудового договора с работниками ОУ; - ходатайствует при наличии оснований перед учредителей ОУ о расторжении трудового договора с директором ОУ; - вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора ОУ. В сфере разработки и принятия локальных актов Совет утверждает: Положения, Правила и другие локальные нормативные акты в соответствии с Уставом ОУ. Общее собрание коллектива:
Коллектив школы составляют все граждане, участвующие своим трудом в ее
деятельности на основе трудового договора. Общее собрание коллектива: - рассматривает и принимает Устав школы, изменения и дополнения, вносимые в него; - заслушивает отчет директора о работе школы; - утверждает план развития школы; - рассматривает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные акты, принимает решение о заключении коллективного договора;
- рассматривает и утверждает кандидатуры на представление
педагогических работников к государственным и отраслевым наградам. Решения, принятые общим собранием коллектива в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации, всех членов коллектива. Педагогический совет школы:
Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется Педагогическим
советом, в состав которого входят все педагогические работники школы.
Педагогический совет действует на основании Положения о Педагогическом совете,
утвержденного Советом школы. - разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий; - принимает решение о переводе и выпуске обучающихся; - обсуждает и утверждает планы работы школы;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников школы и
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой, по
вопросам образования и воспитания обучающихся; о проверке соблюдения
санитарно-гигиенического режима школы; об охране здоровья и труда обучающихся и
другие вопросы образовательной деятельности школы; - осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Педагогическом совете. Педагогический совет созывается по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.
Для ведения протокола и организации делопроизводства из числа педагогов
избирается секретарь Педагогического совета. Родительский комитет школы: В целях привлечения родительской общественности к активному участию в жизни школы, укрепления связей между школой и семьей, реализации прав родителей на участие в управлении школой создается Родительский комитет школы, который действует на основании Положения о Родительском комитете, утвержденного Советом школы. Родительский комитет школы: - вносит на рассмотрение органов самоуправления школы предложения по организации и проведению внеклассной работы с обучающимися, по организационно- хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями; - устанавливает связи с административными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями по вопросам оказания школе помощи в проведении воспитательной работы, укреплению ее материально-технической базы; - принимает меры общественного воздействия по отношению к родителям обучающихся, не выполняющим законодательство об образовании, нарушающим права обучающихся; - участвует в работе по профориентации обучающихся путем организации экскурсий на производство, встреч с людьми разных профессий; - участвует в работе по контролю за организацией питания обучающихся. Структура методической работы: Педагогический коллектив школы активно принимает участие в разработке нетрадиционных уроков, участвует в проведении районных семинаров. Для реализации основных задач в школе созданы предметные методические объединения, действующие на основании соответствующих положений. Каждый учитель состоит в методическом объединении.В школе работают четыре методических объединения: Руководители методических объединений входят в состав Методического совета школы.
|